Памяти заслуженного художника Дагестана, члена Союза художников СССР Хасбула­та Юсуповича Юсупова посвящается

Памяти заслуженного художника Дагестана,члена Союза художников СССР  Хасбула­та Юсуповича Юсупова посвящается.

     Юсупов Хасбулат Юсупович – первый профессиональный художник и график Дахадаевского района родился в 1952 году, в 1972 году окончил ДХУ им. Джемала, в 1978 году - художественно-графический факультет ДГПИ /позднее пере­именованный в ДГПУ/.

1983 г. - Участие в 1-й зональ­ной выставке произведений моло­дых, г. Ростов-на-Дону.

1987 г. - Всероссийская моло­дежная выставка, посвященная 70-летию ВЛКСМ, г. Москва.

1987 г. - 13 Всесоюзная выстав­ка акварели, г. Ленинград

1987 г. - Лауреат премии Ленин­ского комсомола Дагестана.

1989 г. - Бьеннале прикаспий­ских республик, г. Баку /серебря­ная медаль/.

  1.  г. - Принят в члены СХ СССР.
  2.  г. - Зональная выставка “Советский Юг”, г. Краснодар.
  1.  г. - Выставка художников- графиков, г. Ростов-на-Дону.
  2.  г. – 9-я Всесоюзная выставка акварели, г. Москва.

1991 г. - Заслуженный деятель искусств РД.

1991 г. - Групповая выставка ак­варелистов, г. Красноярск.

1994 г. - Персональная выставка г. Санкт-Петербург /Мраморный зал Этнографического музея/.

1994 - 2015 годы - участник мно­гих республиканских и всероссий­ских выставок.

Произведения Юсупова Хасбу­лата находятся в музеях США, Франции, Израиля, Азербайджана, Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Элисты, Красноярска, Дагестана и в частных коллекциях.

Село Харбук издревле славится своими кузнецами и оружейника­ми. Природа этого горного селения сурова и красива, что не могло не быть в ней и талантливых живо­писцев.

 Именно таким и является Хасбулат Юсупов.  

На самом деле, живописцы, му­зыканты, писатели всегда стара­лись творчеством увлечь и внушить свое понимание ценностей жизни. У Хасбулата нет больших и малых тем. Есть художник. Есть творец, который соответствует своему темпераменту и миропони­манию.

 Многие его произведения раскрыты через внутреннее, про­житое и прочувствованное. Его живописная культура начинается еще с входных металлических ор­наментированных дверей мастер­ской. Бытовая утварь народов Да­гестана находящаяся в его мастер­ской сравнима с самой природой, она восхитительна. Во всем этом нет случайности, такая среда пита­ет художника.

Зная его страстную нелюбовь к всевозможным определениям и “ярлыкам”, все-же следует заме­тить, что у этого художника мечта о красоте связана также с желани­ем и надеждой осуществить ее в жизни. Другими словами - это              но­воромантические идеи жить по за­конам красоты.

И в студенческие годы, и после окончания института, Хасбулат много путешествует по Дагестану, с жадностью изучает древнейшие па­мятники народного зодчества, не­истово работает. Одновременно это не мешает ему заниматься оформи­тельским делом, где проявляется его композиционная смекалка. В 80-е годы это орнаментальное пан­но для Ветеринарного института /выполненное в дереве и металле.

Огромное количество эскизов по оформлению ресторанов и ювелир­ных изделий. И хотя в этот период было огромное количество бригад, руководимых художниками-профессионалами, Хасбулат в своих работах был более традиционален. Да и забота о хлебе насущном да­леко немаловажный фактор. С дру­гой стороны, для такого явления как Хасбулат - это конечно же кра­жа времени. Вечные компромиссы. Тем не менее, наиболее удачной ра­ботой является соавторский проект театрального музея.

Творческий диапазон Хасбула­та разнообразен. Заявив о себе дипломной работой “Харбукская кузница” /1978 г/, он постепенно изменяет пластический язык, из­меняется его художественное мышление. Но настоящее открытие Хасбулата как художника, произо­шло на его персональной выставке в Санкт-Петербурге в Мраморном зале Этнографического музея в 1994 году, где он предстал весьма зрелым живописцем, причем яр­кой индивидуальности. Его произ­ведения очаровали петербуржцев, и неслучайно они дали его творчест­ву самую высокую оценку. Его сти­хия - акварель, но тематика в этой области самая разнообразная.

   Ин­тересны отзывы этой персоналии:

“Прекрасные работы! Худож­ник, как говорят, Божьей милос­тью. Разнообразие приемов работы акварелью просто удивительно! За этим видится и огромный труд, и порывы вдохновения и богатая ду­ша художника. Особенно все то, что касается его родины - Дагеста­на. Очень интересен цикл “Истоки Дагестана”, “Вид на старую ме­четь”, пейзажи городков, двориков, улиц, полыхающие закаты.

Очень и интересны переливы цветовых пятен, сложная техника на­ложения краски, а результат - изу­мительная световая гамма, изыс­канность линий, возникающих из наплывов тумана, миража...

Меркотан И.К. 28.08.94 г. “Хорошая и своевременная экспозиция. Исполнительское мастерство, бесспорно. Спасибо всем, кто принимал участие в создании выставки и, в первую очередь, - ав­тору. Павлов, искусствовед”.

“Уважаемый Хасбулат! Ваши руки золотые. Низкий поклон от русской женщины, жительницы блокадного Ленинграда. Ваше ис­кусство вечно. Здоровья вам и больших успехов. Целую ваши ру­ки - руки Созидателя. Валентина Яковлевна Алейникова, 3.09,94 г.”

Звучный цвет, ритмичность ли­ний, статичность изображения в хасбулатовских образах /образы из серии “Горянки”/ - все эти чер­ты в творчестве Хасбулата выража­ются в свободном проявлении ин­дивидуальности без претензий на роль продолжателя.

“...Я люблю фантазии в акварели - говорит Хасбулат, но и они на­веяны самой природой образую­щей меня”.

“Вид на старую мечеть”, “Аракани”, “Истоки” - в целом эти произ­ведения Хасбулата Юсупова явля­ются неотъемлемой частью суро­вой, аскетичной природы Дагеста­на. На первый взгляд она непри­глядна, в ней совершенно отсутст­вуют эффективная экзотичная кра­сивость. На самом же деле невоз­можно равнодушно проходить по тесным улочкам и тропинкам, нель­зя не восхищаться перед памятни­ками зодчества или произведения­ми тонкого ремесла, порой доходя­щими до большого искусства.

Хасбулат совершенно отрицает фиксирование только конкретных мотивов. Каждое произведение со­держит нечто большее. Без нарочи­той обобщенности и претензий на создание символического образа ему удается синтезировать приро­ду в самом обычном мотиве, при­чем убедительно и поэтично пере­дать характер родного края. Другое дело портретный жанр. Здесь ху­дожник вынужден придерживать­ся строго натуры, лишь фоны трак­тует вольно. /Портреты И.Шамова и С.Амирова/.

Вообще портрет не занимает значительного места в творчестве Хасбулата. Тем не менее, они все же историчны - эти известные лю­ди-поэты, ученые, чиновники. Особая дань отдана художником женским образам, но они ассоции­руются с образом женщины Дагес­тана. Женская тема в самых раз­ных вариациях проходит через творчество художника.

Хасбулатовские “Горянки” - по сути это мадонны Вселенского мас­штаба, это личностное видение на­циональной женской красоты.

Одновременно и знание этногра­фического типа народов Дагестана.

Даже колористически эта серия соответствует этнотипажу.

И в этом художник глубоко на­ционален. Хасбулат - это тот идеа­лист в хорошем смысле слова, че­ловек, который ощущает в город­ской среде дефицит добра, искрен­ности, а самое главное слитности с природой.

Хасбулат Юсупов близок к авангардисткой ориентации, но он продолжает искать и новые пути в своем искусстве.

Он не совершил революционно­го переворота в искусстве, но его скромность и незаемность изобра­зительного языка, профессиональ­ная зоркость и зрелость сделали его настоящим певцом гимн свое­му краю. Вообще редко природа бывает столь щедрой по отноше­нию к человеку, наделяя его тон­ким даром постижения ее бытия.

Но, именно таким качеством в полной мере обладает дагестан­ский художник, яркий мастер, при­рожденный колорист Хасбулат Юсупов, трудолюбивый и неуспо­коенный человек.

 PS. К большому сожалению, сегодня нет среди нас замечательного художника Хасбулата Юсупова: безвременная смерть по болезни забрала его в мир иной.

Он скончался 1 февраля 2015 года и похоронен в г. Махачкале. Но он останется в наших сердцах и в истории талантливых дахадаевцев навечно. 

Здесь опубликованы отдельные его работы, написанные акварелью и маслом, которые я сфотографировал из его домашней коллекции еще в 2004 году и ксерокопия обложки научно-художественного журнала «Поиск истины - Дагестан», а также использована статья дагестанского искусствоведа Магомеда Алиева.